D V D . A N D . R U
* Запасной телеграм канал *

И опять про баскетбол [зачеркнуто] Движение вверх (+)

Автор: MAX
<imax_cinema@bk.ru>

Дата: 30.12.17, @01:45

  И, надо отметить, первые 10 минут фильм честно изображает ровно то, что от него ожидалось. Странные люди в гриме а-ля советские семидесятые произносят немотивированные речи, бьют себя в перси за советский спорт, сыплют килограммами незнакомых неспециалистам фамилий из мира легенд советского баскетбола, почему-то отчаянно педалируют межнациональные и диссидентские темы (в каждой первой сцене обязательно должен быть конфликт!), плюс по новой отечественной моде буквально в каждый сюжетный извив тщательно всунуты полубезымянные женские (и детские) персонажи, которые должны потом всю дорогу заламывать руки за кадром и вообще с немым укором стимулировать спортсменов на победу. Ну, и разумеется, как же без них, образы мудрого, хотя и сомневающегося руководства, которое и по шапке даст, и, если надо, поддержит. В общем, разве что никто не орёт, ибо Машков, в отличие от Меньшикова, умеет играть не только горлом, но и лицом.

На этом из зала вроде как можно было начать выходить, ибо сюрпризов кинопросмотр не обещал от слова совсем, но на десятой (ну, ладно, двадцатой) минуте сеанса, когда ты, наконец, привыкаешь к необычной типажности всех спортсменов (а они показаны именно что традиционными для этого спорта дылдами) и перестаёшь морщиться от довольно грубо выстроенной мотивации, почему-то сплошь вращающейся вокруг премиальных денег, пусть и необходимых на лечение сына, но бабки в конвертах, в виде икры или контрабанды, тут реально суют в кадр через сцену. В общем, когда глаз приноравливается вычленять суть, а ухо учится игнорировать нарочитые загибоны про свободную Литву (что в указанные годы было равносильно волчьему билету, тем более что именно Паулаускас был капитаном команды), с этого момента тебе внезапно открывается соверщенно новый фильм, каким-то чудом завёрнутый в исходную концепцию «Движения вверх».

Наверное, это происходит на той самой тренировке с батутами, где у спортсменов неожиданно даже для постановщика как будто реально прорезаются крылья, а великий тренер становится великим тренером, а не просто помятым мужиком, который внезапно на ровном месте решил обыграть американцев.

И тут ты начинаешь различать характеры спортсменов, а главное внезапно проникаешься их стремлением к победе как самоценной вещи, и Сергей Белов наконец из просто нелюдимого типа с вечно каменным лицом становится таким советским Арагорном, который не просто играет в типажность и преодолевает в кадре, а который действительно все силы отдаёт любимому спорту.

Плюс все интерлюдии с грузинской свадьбой, поиском родственников, захватом в заложники израильской команды, попыткой к бегству так или иначе удачно ложатся в общую канву, не царапая больше глаз и не набивая оскомину там, где в «Номере 17» был лишь один тупой ор.

В общем, к тому моменту, когда на экране появляется удачный ход со счётом и временем прямо поверх картинки, а на площадку выходят пресловутые американцы (пусть и описанные в фильме не зелёными студентами, самому старшему из которых было 22 года, а матёрыми профи), то опять же совершенно внезапно оказывается, что, в отличие от хоккейного панно, тут они показаны не дикими зверьми, а вполне симпатичными ребятами, которые точно так же боятся проиграть (по фильму — впервые с 36 года, хотя в реальности наши уже побеждали американцев, например, на чемпионате мира 59 года), и точно так же достойны победы, как и наши спортсмены.

Таким образом, когда наступает момент кульминационных «самых длинных 10 секунд в истории мирового баскетбола», результаты которых до сих пор не признаются теми же американцами, то зритель уже окончательно готов болеть за баскетбол в традиционном понимании этого слова. Понятна цена победы, знакомы герои драмы, нерв происходящего взвинчен до нужного предела, на табло 49:50, и хотя нужно быть очень ленивым или далёким от истории спорта человеком, чтобы не знать, как всё закончится, даже для тех, кто уже видел любой из десятка документальных фильмов и видел собственно ту трансляцию, даже для них финал снят предельно напряжённо, технически грамотно и очень драматично.

Нам даже покажут под титры тот самый нелепый двухочковый, где Александр Белов сам не поверил, что вокруг действительно никого и каким-то неуверенным подскоком всё-таки буквально положил мяч в корзину. Именно таким выглядит и сам фильм. Он словно до последнего не верит, что получилось. Не очередное взвейтесь-развейтесь, а приличное кино, где есть эпоха, люди в ней (что бы там ни думали вдовы спорсменов) и пусть донельзя спорная, но действительно легендарная победа.

(c)

ПОЛНОСТЬЮ

Сообщения в ветке


Ответ на сообщение
Ваше имя:
Пароль:
Ваш e-mail:
Тема:
Текст сообщения:
  
Посылать уведомление об ответе: