D V D . A N D . R U
* Запасной телеграм канал *

RE: Филипп, куда уехал-то?

Автор: Филипп5
Дата: 10.11.22, @21:14

  ' кого гоняли наши предки и как - вопрос мифологии и пропаганды
' вов как пример ближе всего, поэтому в ней легче попытаться разобраться
' предки умирали не просто за родину, а за советскую родину
' которая накормит, выучит и даст возможности их детям
'
' за советскую Родину - это да! А вот Сусанин потащил поляков на болота, одурманенный пропагандой! Дурака изрубили за Романовых-Голштейновых...

ну это тебе виднее
что там делал сусанин
пропаганда не его одурманила
чеговек может совершать подвиги, это без сомнений
а вот ты с промытыми мозгами знатно, это тебя она одруманила

---

Реальность подвига, совершенного Иваном Сусанином вызвала сомнения у многих историков. Еще в XIX веке, когда по воле государственных органов началась героизация костромского крестьянина, некоторые исследователи обратили внимание на различные нестыковки между официальной версией и подлинными историческими событиями того времени.

Доктор исторических наук Алексей Бычков в своей книге «Ледовое побоище и другие "мифы" русской истории» (Москва, 2008 г.) отметил, что широкую известность в российском обществе Иван Сусанин получил лишь через два века после своей смерти. Победа в Отечественной войне 1812 года вызвала среди дворян прилив патриотических чувств, тогда и возник интерес к героям Смутного времени.

«Литераторы внесли свою лепту в "украшение" реальной истории. Например, приписали Сусанину именно то, что лучше всего помнят до сих пор – заведение "вражеского отряда" в непроходимые дебри», – написал А.А. Бычков.

А между тем, в официальных документах отсутствуют сведения, подтверждающие сам факт мифологизированного подвига. Так, царь Михаил Федорович подписал две жалованные грамоты, даровав различные льготы семье Богдана Собинина. В первой из них, датированной 30 ноября 1619 г., говорится: «Как мы, великий государь, были на Костроме и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, и тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина, литовские люди изымали и его пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры мы, великий государь, были, и он, Иван, ведая про нас, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в ту пору были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти».

Вторая грамота подписана Михаилом Романовым 30 января 1633 года. Поскольку Богдан Собинин к тому времени уже умер, царская милость была дарована его вдове Антониде «за терпение и за кровь, и за смерть отца ея Ивана Сусанина». Не были забыты русским монархом и внуки героя – Данилка и Костька.

Последующие представители дома Романовых тоже подписывали жалованные грамоты потомкам костромского крестьянина. Но и в этих документах, датированных 1644, 1691, 1723 и 1724 годами, по словам А.А. Бычкова, не содержится никаких сведений об отряде польско-литовских интервентов, заведенных героем в болото. И лишь в грамоте 1731 г., дарованной императрицей Анной Иоанновной крестьянину Ивану Лукьяновичу Собинину, впервые упоминается, что Иван Сусанин «отвел» поляков и литовцев от села Домнина. За это они его «посадя на столб, изрубили в мелкие части». А произошло это, согласно официальному документу, в селе Исупове.

Как полагает А.А. Бычков, спустя 118 лет вокруг смерти Ивана Сусанина начала складываться легенда, которую мы с вами все знаем. Причем, в первой половине XVIII века еще ничего не говорилось об отряде интервентов, погибшем в болоте.

---

Сомневается в исторической подлинности подвига, совершенного костромским крестьянином, и автор книги «Загадки колдунов и властителей» (Москва, 2013 г.) Виталий Смирнов. Он считает, что если Иван Сусанин и спас Михаила, то не как новоизбранного русского царя, а лишь как своего барчука – сына боярина Федора Никитича Романова и Ксении Ивановны Шестовой (в девичестве), которым принадлежало село Домнино и его окрестности.

Дело в том, что Михаил был избран на царство 21 февраля, а уже 13 марта 1613 г. в Кострому прибыли послы Земского собора, которых молодой Романов встречал в Ипатьевском монастыре. Многие историки считают, что польское руководство никак не успело бы за такой короткий срок снарядить военный отряд с политической целью – для убийства русского царя. Тем более что разбитые отряды интервентов не имели единого командования.

Некоторые специалисты по истории Смутного времени полагают, что Иван Сусанин спас Михаила Романова раньше – в ноябре или декабре 1612 г., когда этот юноша не был еще даже очевидным кандидатом на русский престол, и отправлять спецотряд для его убийства полякам не было никакой надобности.

Скорее всего, родовитого барчука разыскивала шайка разбойников, которых было много в Смутное время. Такие банды могли состоять из местных лихих людей, заезжих казаков и прибившихся к ним поляков. Их целью была нажива. Михаил мог интересовать разбойников как заложник, ведь у него было немало состоятельных родственников. Несмотря на то, что ростовский митрополит Филарет (в миру – Федор Романов) находился в польском плену, жизнь его сына стоила довольно дорого.

Получается, костромской крестьянин пожертвовал собой, чтобы спасти барского сына от разбойников, и это был мужественный поступок.

----

В своей вышеупомянутой книге В.Г. Смирнов привел интересную версию тех драматических событий, которую в 1900 г. на заседании архивной комиссии Костромской губернии изложил действительный тайный советник Николай Селифонтов. Этот государственный деятель также относил подвиг Ивана Сусанина к ноябрю-декабрю 1612 г., поскольку до 26 октября Михаил Романов и его мать находились в оккупированной поляками Москве. Интервенты отпустили заложников из числа русской знати лишь под давлением ополченцев К.М. Минина и Д.М. Пожарского.

По мнению Н.Н. Селифонтова, в конце 1612 г. будущий царь и инокиня Марфа находились в селе Домнине. Об этом стало известно польскому отряду, направлявшемуся в Кострому из Вологды, враги решили схватить сына ростовского митрополита и увезти с собой, чтобы в плену у них оказались и Федор, и Михаил Романовы. Но молодого человека успел кто-то предупредить, и он сбежал из Домнина. Заплутав, будущий царь оказался возле дома Ивана Сусанина, располагавшегося в местечке Деревнищи.

Узнав, что барский сын спасается от поляков, крестьянин спрятал его в овинной яме. Затем по следам беглеца, оставшимся на снегу, к дому Сусанина прибыли поляки. Они пытали хозяина, требуя выдать им знатного юношу, но ничего не добившись, зарубили мужественного человека. Найти Михаила врагам так и не удалось. Он выбрался из овинной ямы после ухода поляков и отправился в Ипатьевский монастырь.

Впрочем, версия Н.Н. Селифонтова не нашла поддержки ни в научном сообществе, ни в официальных органах Российской империи. Образ первого царя из династии Романовых никак не вязался в общественном сознании с грязной овинной ямой.

----

Известный русский историк Николай Костомаров посвятил данной теме статью «Иван Сусанин (Историческое исследование)», которая вышла в журнале «Отечественные записки» за февраль 1862 г. В ней ученый высказал мнение, что никакого подвига вообще не было.

Н.И. Костомаров обратил внимание, что ни в одной из летописей первой половины XVII века нет ни упоминания об Иване Сусанине, а ведь покушение поляков на жизнь новоизбранного царя и героизм простого крестьянина должны были быть хоть как-то отмечены.

Кроме того, первая жалованная грамота Богдану Собинину была выдана лишь в 1619 г. А ведь Михаил Федорович вскоре после своего венчания на царство щедро наградил всех, кто оказывал ему или его матери хоть какую-то помощь в Смутное время. Например, уже в марте 1614 г. царскую милость получили крестьяне Тарутины из Толгуйской волости, поддерживавшие инокиню Марфу в ссылке, которую она отбывала по приговору Бориса Годунова.

Н.И. Костомаров не верил, что царь мог надолго позабыть о человеке, пожертвовавшем за него собственной жизнью. Исследователь предположил, что Иван Сусанин был одним из многих крестьян, погибших в Смутное время от рук разбойников. А через несколько лет Богдан Собинин решил выставить своего тестя героем и выпросить для семьи жалованную грамоту. Тем более что освобождение от уплаты податей и других повинностей – цель, которой в те времена многие добивались.

Когда некий крестьянин обратился к инокине Марфе с рассказом о подвиге своего тестя, то она растрогалась и поверила, что Иван Сусанин ценой своей жизни спас ее сына. Затем женщина решила помочь семье героя, а Михаил просто не стал перечить матушке. Поэтому первая жалованная грамота и начинается словами: «по нашему царскому милосердию и по совету и прошению матери нашей, государыни великой старицы иноки Марфы Ивановны».

По мнению Н.И. Костомарова, подвиг Ивана Сусанина был придуман через двести лет после его смерти и не имеет под собой никакой исторической основы. Просто к изначальному вымыслу крестьянина Богдана Собинина добавилось коллективное народное мифотворчество.

---

Кстати, русская военная история зафиксировала несколько подвигов, идентичных тому, что приписывается Ивану Сусанину.

Так, Н.И. Костомаров упоминает смелый поступок, который в мае 1648 года совершил крестьянин Микита Галаган. А произошло это на территории современной Украины. Польский отряд бежал от гетмана Войска Запорожского Богдана Хмельницкого и его людей. Местный житель взялся быть провожатым и намеренно завел врагов в болото, что позволило казакам одержать легкую победу над поляками.

Автор книги «Великие заблуждения человечества. 100 непреложных истин, в которые верили все» (Москва, 2011 г.) Сергей Мазуркевич считает, что легенда о подвиге Ивана Сусанина возникла не на пустом месте. Ее основой послужило реальное событие, описанное в мемуарах гусара Великого княжества Литовского Самуила Маскевича, участвовавшего в походе на Москву. Он вспоминал, что в марте 1612 г. польский обоз с продовольствием заблудился неподалеку от Волоколамска. Пробиться в русскую столицу обоз не смог, и поляки решили вернуться назад. Нанятый интервентами русский крестьянин увел их совсем в другую сторону. Раскрыв обман, враги убили мужественного героя. Его имя история не сохранила.

Сообщения в ветке


Ответ на сообщение
Ваше имя:
Пароль:
Ваш e-mail:
Тема:
Текст сообщения:
  
Посылать уведомление об ответе: