D V D . A N D . R U
* Запасной телеграм канал *

но (+)

Автор: Филипп2
Дата: 05.11.14, @12:04

  не находишь ничего общего с новороссией?
я думаю, ты живешь в иллюзиях насчет гениальных планов большевиков

-----------


Ленин, открыв закон неравномерности развития капитаќлизма и изучая его империалистическую стадию, пришел к выводу о возможности победы социалистической революции (то есть о возможности для революционной партии захватить власть и направить развитие по пути к социализму) первоначально в одной (разумеется, в капиталистически разќвитой) стране. Но если говорить о России, то он считал, что даже свержение царского самодержавия возможно лишь в отдаленном будущем, - это он утверждал менее чем за два месяца до Февральской революции 1917 года, в январе, высќтупая с докладом перед российскими политическими эмигрантами в Цюрихе. Да и позднее он говорил в кругу своих соратников-эмигрантов, что они вряд ли доживут до революции в России. Но когда буржуазно-демократическая революция в России все же произошла, Ленин, вернувшись из эмиграции, блестяще воспользовался сложившейся ситуацией, хотя его знаменитые "Апрельские тезисы" не были сначала поняты не только общественностью, но даже и блиќжайшими соратниками. Очень хорошо рассказал об этом саќмый верный продолжатель дела позднего Ленина Николай Иванович Бухарин. По его словам, эти "тезисы о Советском государстве произвели впечатление с громом лопнувшей бомбы, взорванной "от отчаянной жизни" вынырнувшим из неведомого революционного подполья диким фанатиком, фантазии которого нездорово, туманно плавают в каком-то особом измерении, ничего общего не имеющим с нашим трёхмерным пространством".
Почти восемь месяцев Ленин пытался убедить рукоќводство и актив партии большевиков в правильности своей линии на взятие власти. Большинство членов ЦК партии после подавления Временным правительством июльскоќго выступления трудящихся Петрограда было уверено, что брать власть до открытия Второго Всероссийского Съезда Советов не следует. Как признавался впоследствии Бухарин, письма Ленина (который в это время прятался от ищеек Временного правительства), в которых он призывал к восстаќнию, ЦК постановил "сжечь". Ленин все же настоял на вооруженном восстании. Если бы большевики промедлиќли до открытия Съезда, то еще неизвестно, как стали бы развиваться события в стране. Очевидно, Съезд сформиќровал бы коалиционное правительство, момент для реќшительной смены политического курса страны был бы упущен, а тогда события пошли бы совершенно иначе.
Несмотря на то, что Ленин должен был оставаться на нелеќгальной квартире во время восстания, он пренебрёг решением ЦК и грозящей ему опасностью, оказался в Смольном, потому что опасался, что среди большевиков не найдется деятель, способный арестовать Временное правительство. Видимо, прав был Троцкий, говоривший, что, не будь Лениќна у руководства восстанием, Октябрьский переворот так и не произошел бы. Это был как раз такой момент в истории, когда её ход в большой мере зависел от того, найдется ли человек, способный на самые решительные меры. Не часто бывает, когда ход исторических событий зависит от личных качеств общественного деятеля. Здесь в полной мере сработали качества Ленина как вождя. По словам одного из первых российских марксистов А. Н. Потресова, "Плеханова - почитали, Мартова - любили, но только за Лениным бесќпрекословно шли, как за единственным бесспорным вождем. Ибо только Ленин представлял собою, в особенности в Росќсии, редкостное явление человека железной воли, неукротиќмой энергии, сливающего фанатическую веру в движение, в дело, с не меньшей верой в себя".
Ленин был не только единственным, кто мог подвигнуть большевиков на немедленный захват власти, но и единственќным, кто знал, как ее удержать, по крайней мере, в течение первых нескольких недель. На Втором Всероссийском съезде Советов именно Ленин выступил с докладами по самым животрепещущим вопросам - о мире и о земле. И если по вопросу о мире большевики занимали позицию, в наибольшей степени отвечавшую народным чаяниям, то их аграрная программа была далека от народных нужд. Пока в партии спорили, что принять за главный принцип - национализацию или муниципализацию земли, Ленин, чутко улоќвивший требование крестьянства, не смущаясь, предложил от имени большевиков проект Декрета о земле, разработанный... эсерами! Разразился шумный скандал: эсеры доказыќвали, что большевики украли у них аграрную программу. Ленин на это отвечал: я не отрицаю, что вы составили свою программу на основе крестьянских наказов, но ведь вы столько времени были у власти, кто же мешал вам провести этот декрет в жизнь? А мы взяли власть и в первый же день дали крестьянам землю, на что вы так и не решились.
Естественно, Ленин, как лидер партии, захватившей власть и предложившей ожидавшиеся большинством народа декреты, возглавил первое правительство новой, Советской Росќсии - Совет Народных Комиссаров. Это правительство вперќвые в истории объявило на весь мир о своем намерении строќить самое справедливое общество на Земле - социализм, а в дальнейшем и коммунизм. Большевики показали, что взяли власть "всерьез и надолго", и не останавливались перед самыми крутыми мерами, чтобы её удержать. Они не только разогнали Учредительное собрание, отказавшееся утвердить их декреты, но и расстреляли демонстрацию питерских рабочих, выступивших в защиту "учредилки". Ленин гениально оценил Советы как новую форму государственности, имеющую всемирно-историческое значение. Эти его заслуги неоспоримы, и их никто не может у него отнять. Ленина по праву считают соќздателем большевистской партии - партии нового типа и первого в мире Советского государства.
Но столь же неоспоримо, что к руководству построеќнием социализма в России сам он абсолютно не был готов. Главным для него было - взять власть, а уж с управлением Россией большевики справятся. "Что ж, можно и так, - говорил он соратнику, предлагавшему иное решеќние, чем его собственное, - лишь бы взять власть". Вот и накануне Октября он писал: "Взять власть есть дело восќстания; его политическая цель выяснится после взятия власти". Дальнейшее виделось ему безоблачным. "В России хватит хлеба, угля, нефти..." - писал он накануне Октябрьской революции. То же самое он повторял и после того, как революция произошла, а уже вскоре Россию охватил голод, и в Поволжье стали нередкими картины людоедства. Такова была сила его "предвидения". Конечно, такого поворота событий не ожидал в России никто, тут, можно сказать, виновата Гражданская война. Но ведь Ленин сам жаждал её, призывал пролетариев всех воюющих стран "превратить войну империалистическую в войну гражданскую". Вряд ли он представлял себе, во что в реальности выльется Гражданская война в России.
Свою программную работу "Государство и революция" Ленин, (скрываясь, как уже отмечалось, от ищеек Временного правительства) в шалаше у станции Разлив, а затем в Гельсингфорсе, пиќсал в августе - сентябре 1917 года специально перед захќватом власти, чтобы управлять страной во всеоружии теќории. Она была написана на основе идей Маркса и опыта Парижской коммуны и состояла в основном из цитат из работ Маркса и Энгельса, а также из полемики с теми, кого он считал ренегатами марксизма. Лишь в последней главе Ленин предполагал осветить опыт русской революќции, но от нее остались только заголовок и подробный план. Представления Ленина о том, как нужно будет строќить социалистическую государственность, сейчас пораќжают своей наивностью.
Вся Россия после свержения капитализма представлялась ему как единая фабрика и в то же время "как сеть производительно-потребительских коммун" (селений, кварталов и т.п.). Армия отменялась и заменялась воќоружённым народом. Полиция также становилась ненужной - рабочие сами способны навести общественный порядок. Суды отменялись, потому что судить на основе революционного правопорядка может каждый. Деньги превращались в некие счетные единицы, каждому гражданину предполагалось выќдать расчётные книжки, в которые заносились отработанные часы и получаемые продукты труда. Никаких различий между простым и сложным трудом не признавалось, поскольку служащим любого ранга устанавливалась та же зарплата, что и рабочему. (По крайней мере, так считалось на словах, в действительности члены руководства большевиков, как это известно из архивных документов, снабжались продовольствием неплохо, а голодный обморок наркома продовольствия - явление, трудно объяснимое, если это была не пропагандистская акция.). Управлять государством будет каждый (чуть ли не по очереди), во всяком случае, каждый должен заниматься той или иной работой по управлению по отбытии 8-часового рабочего дня в сфере производительного труда (может быть, поэтому Ленин однажды и вышел на субботник, перенёс на плечах бревно с напарником, на роль которого впоследствии объявилось множество претендентов). Власть на местах переходит в руки Советов, и госуќдарство со временем отомрет. Думается, вряд ли нужно переќчислять все прочие наивности, которые содержались в этой программной работе Ленина, - она издавалась несчетное число раз (в целом, наверное, многомиллионными тиражами) и доступна каждому. Ясно, что эти схемы совершенно не учитывали обстановки в такой громадной крестьянской стране, как Россия, тем более в обстановке разгоревшейся вскоре Гражданской войны. Впрочем, Ленин и сам признавал: "В нашей революции мы двигались не теоретическим путем, а практическим".
Под стать председателю оказалось и первое Советское правительство. Это "самое образованное правительство в мире", как об этом было принято говорить, состояло из людей, никогда прежде не управлявших даже маленькой конторой, а теперь взявших в свои руки судьбы громадноќго государства. Английский писатель и мыслитель Герберт Уэллс, посетивший Советскую Россию в 1920 году и встречавшийся с Лениным, писал: "Большевистское правительство - самое смелое и в то же время самое неопытное из всех правительств мира. В некоторых отношениях оно поразительно неумело и во многих вопросах совершенно несведуще... Но по существу своему оно честно. В наше время это самое бесхитростное правительство в мире". (Ну, насчёт бесхитростности ленинского СНК можно бы и поспорить.) Правда, он тут же отмечал: "это единственное правительство, возможное в России в настоящее время. Оно воплощает в себе единственную идею, оставшуюся в России, единственное, что ее сплачивает". И Ленин с удовольствием вел заседания СНК, на которых распределялись средства и решались организационные вопросы, а сложные задачи, где нужен был созидательный подход, направлялись в комиссии, где и увязали надолго, пока их так или иначе не решала сама жизнь.

Сообщения в ветке


Ответ на сообщение
Ваше имя:
Пароль:
Ваш e-mail:
Тема:
Текст сообщения:
  
Посылать уведомление об ответе: